Давайте разберемся по порядку.
Возьмем, для начала, мой список оборудования: камера, 3 объектива, 3 стойки, штатив, 3 вспышки, 2 фрост-рамы, 2 софтбокса, 2 стрипбокса, маска гобо, рефлекторы. Стоимость внушительная.
И если вы, не имея никакого опыта, просто по паспорту захотите взять в аренду камеру и вспышки (я даже не считаю сюда все остальное выше перечисленное оборудование), на сутки, это будет стоить в сумме больше 5 000 руб.
И когда поступает запрос сделать 5-10 композиций (а на них как раз может уйти целая рабочая 6-ти часовая смена) за 5 000 рублей или вроде того, меня терзают смутные сомнения, что люди не понимают, из чего складывается цена на рынке. Ровно за эту стоимость фотосессии вы просто можете подержать арендную технику в руках = вот прекрасный эквивалент. Но ведь вам нужна не просто техника в аренду, правда? Наверняка есть и что-то еще, кроме техники, причем-то, что ценится гораздо больше? А именно:
а) знания
Нужно изучить очень, очень много материала, чтобы понимать:
— как работает свет
— как работают модифицирующие насадки
— какой свет и как применять для разных объектов, в зависимости от типа их поверхности
— как строить композицию
— как делать обработку (цветокоррекцию)
— как делать ретушь и/или на чем она основывается (чтобы как минимум разбираться в этом вопросе и знать, как снимать под ретушь и как правильно написать ТЗ ретушеру)
— как делать продающие фотографии, которые показывают лучшие стороны и УТП продукта/товара (знания визуальной подачи, потребительского поведения и маркетинга)
— и многое, многое другое, начиная от ручных настроек управления камерой и заканчивая базовыми навыками фуд-стайлинга и сет-дизайна.
б) опыт
Это реально бесценно. Нарабатывая с каждым годом большую базу съемок, фотограф обретает опыт, который вместе со знаниями позволяет обеспечивать прекрасный результат.
Понимаете, к чему я? Цена складывается из того, сколько таланта, опыта, знаний, а также денежных инвестиций человек вкладывает в свое дело. В стоимость съемки входит амортизация техники, цветокоррекция и/или ретушь фотографий, работа фотографа (а часто фотограф, как инспектор-гаджет = фотограф+фуд-стилист+сет-дизайнер+гафер). Коммуникация — это время. Разработка идей — это время. Закупка реквизита — это время. И каждый тип работ должен оцениваться соответствующе.
Поэтому, дорогие фотографы, цените себя, пожалуйста. Дорогие клиенты — если кто-то говорит, что снимет вам фото-композицию за 200 или даже 500 рублей, задумайтесь о том, какого качества будет это фото. Фотографов, у которых в руках есть камера, может быть много. Профессиональных фотографов, у которых есть необходимая база — в разы меньше.